В последнее время проблема семейного воспитания становится одной из основных в педагогике. Родители круглый день, а то и ночь, стремятся заработать больше денег. И на воспитание собственных детей у них не остаётся ни времени, ни желания. А где, как не в семье, ребёнку должны оказывать максимум внимания и участия?
Очень важно, что окружает несовершеннолетнего после учебных занятий. Это в первую очередь быт, который позволяет ему отвлечься от текущих проблем и заняться делом по душе. Здесь громадную роль могут сыграть родители, которые своим авторитетом, своими знаниями и умениями сумеют заинтересовать ребёнка, организовать его творческий труд, оптимизировать его познавательные интересы.
Если же при этом ребёнок будет создавать своими руками что-то полезное и нужное для дома, для быта, это скажется положительно на его трудовом, нравственном и эстетическом воспитании. Как раз этого и не хватает в современных семьях, живущих под одной крышей. Ребёнок, занимающийся после учёбы любимым делом – это цельная натура. У него не возникнет мысли совершить противоправное деяние, употребить наркотик, выпить алкоголя или закурить. Он просто-напросто не ощущает в этом потребности.
Родители должны понимать, что с раннего возраста надо приучать ребёнка к труду с осязаемым конечным результатом, к труду, утверждающему его, как личность.
Такой труд сыграет большую роль в становлении характера ребёнка, в подготовке к жизни. Поэтому не надо жалеть времени на занятия со своим чадом. Желательно своими действиями заинтересовать его и включить в совместную работу.
Первое изделие ребёнка должно быть несложным, но по внешнему виду эффектным. В дальнейшем, при большей практике совместной работы, первые сделанные вещи, вполне закономерно, будут вызывать попытку пошутить над собой. В этом будет ощущаться гордость за обретённое мастерство.
Необходимо предоставить ребёнку достаточно самостоятельности. Поэтому, дав ему задание, не надо досаждать мелочной опекой. Если потребуется, ненавязчиво, без упрёков подскажите выход из сложившейся ситуации. Такая помощь воспринимается с благодарностью и даёт свои положительные результаты.
Через несколько дней упорного труда ребёнок почувствует себя более уверенно, появятся первые навыки. Уверенность в своих силах будет стимулировать создание красивых и нужных вещей, которых ни у кого нет и негде купить. Если же первый блин будет комом, то надо постараться убедить молодого мастера, что следующее изделие у него получится лучше.
За качественно выполненную работу ребёнку можно сделать подарок. Можно похвалить, но сделать это осторожно, а потом заметить, что это ещё не предел его мастерства. При совместной работе родители должны присматриваться и выявлять склонности ребёнка и постепенно развивать их. Это поможет ребёнку в выборе его дальнейшего жизненного пути.
Благоприятствует правильному развитию ребёнка и предоставление ему возможности самому придумывать и создавать. Творческий подход требует постоянной работы мысли и поиска оптимальных решений.
Категорически запрещается наказывать за совершённый проступок отлучением от работы. Незавершённая работа оставляет в душе чувство неудовлетворённости, поэтому, пусть неспешно, но работу требуется довести до конца. Этим вырабатывается настойчивость, закаляется воля. Чтобы интерес к работе не терялся, каждое следующее изделие должно отличаться от предыдущего.
Нельзя говорить, что при этих занятиях у ребёнка закладываются основы его будущей профессии, но выработанные у него качества обязательно помогут ему в его взрослой жизни.
Автор: Андрей Соколов