Если ребенок не выполняет ваши требования, значит, для этого есть причины. Возможно, родители не всегда о них знают и догадываются. Между тем, понимание того, почему малыш не слушается, может помочь найти подход к ребенку и сохранить с ним хорошие отношения. В этой статье даны полезные рекомендации для родителей.
Причина первая — малыш не может выполнить требования родителей
Надо знать, что мозг ребенка еще не полностью сформирован, некоторые функции он не может выполнять просто потому, что нет отделов, отвечающих за эти действия. Вы же не будете требовать от рыбки, чтобы она попрыгала? Малыш не может отказаться от чего-либо потому, что это «нельзя». И объяснять двухлетке причины запрета просто бесполезно. Решение этой задачи нашли еще наши пра-пра-прабабушки.
Прежде всего — исключить условия, провоцирующие нежелательные действия. Например — заклеить все электророзетки, убрать из зоны видимости любимую вазу, закрыть ящики стола на ключ и повесить повыше книжные полки.
Теперь нужно направить деятельность малыша в полезное русло. Занятый ребенок — послушный ребенок. Конечно, исследуя окружение, маленький человечек всё равно будет делать попытки совершить что-то «незаконное». Например — порисовать на обоях, или залезть на окно. Прекращайте это НЕМЕДЛЕННО. Не надо кричать «Нельзя! Отойди от стены! Нельзя рисовать на обоях!» Этим вы даете отрицательное подкрепление нежелательному действию, то есть малыш запоминает, что так можно делать, причем если так сделать — вы будете кричать. Он обязательно попробует еще раз, чтобы проверить — закричите вы или нет.
Не используйте слово «нельзя» по мелочам, приберегите его для действительно важных случаев. Спокойно подойдите к малышу, возьмите его на руки, посадите за стол и дайте большой лист бумаги — пусть рисует. Нужно, чтобы в памяти малыша не сохранился прискорбный факт рисования на стенах. Если не помогает — закрепите ватман на стене, придется ждать пока ребенок «дорастет» до способности контролировать свои действия, а это процесс длительный.
Конечно, есть действия, которые просто «нельзя!» Например – трогать огонь. Вот тут-то и пригодится страшное слово. Крикните его один раз, как только малыш протянет руку, и немедленно уберите ребенка от пламени. Используйте это слово только в самых важных, серьезных вопросах. Довольно скоро вы заметите, что слово «нельзя» приобрело статус закона. В сознании малыша как будто образовалась маленькая «мозолька»: «слышу «нельзя» — отхожу в сторону». Но имейте в виду, если слишком много «нельзя», то оно превращается в «нельзя, но если очень хочется — можно».
Причина вторая — ребенок не принимает требование всерьез
Если вчера «можно», а сегодня «нельзя», значит «нельзя» — понарошку. Почему перед обедом конфету нельзя, а после — можно? Может быть, если хорошенько поплакать и покричать «нельзя» превратится в «можно»?
Если этот номер прошел хоть один раз, ребенок будет повторять попытки изменить «нельзя» на «можно» снова и снова, при каждом удобном случае. Это прямой путь к истерике. Поэтому обязательным условием нормального развития ребенка является последовательность требований.
Если «можно», то позволяйте сразу, а не после выпрашиваний, а если «нельзя», так уж пусть будет нельзя, категорически и бесповоротно.
Причина третья — ребенок не хочет выполнять эти требования
Ну не хочет он спать, делать уроки, надевать ботинки… А вы всегда делаете то, что не хотите? Так ведь вам и лет побольше, правда? Если отказаться от запланированного нет возможности, придется попытаться увлечь малыша.
Не говорите трехлетке, что надо ложиться спать — для него это пустые слова. Предложите ему посмотреть, какие пятнышки видны, если глазки закрыты. Используйте все известные вам «хитрости» — теплая ванна с травами, молоко маленькими глоточками, ежедневный ритуал укладывания, поглаживания и колыбельные. Не нужно заставлять, нужно помогать малышу заснуть.
Помните, что одного человека достаточно, чтобы подвести жеребенка к реке, но и 10 человек не заставят его пить. Не хочет писать буквы? Пусть нарисует армию солдат, вставших в строй. Все солдаты — как один, кругленькие, ровненькие. И — хвалите, хвалите, хвалите. Пусть учительница ставит двойки — вы хвалите. За каждую ровную черточку, за то, что у этой буквы получился правильный «хвостик», а та — почти совсем не «подпрыгнула».
Любые нужные действия должны доставлять ребенку удовольствие. Мы любим делать то, что у нас получается и то, за что нас хвалят, не так ли?
Причина четвертая — ребенок капризничает
Может быть, он просто устал? Малыш не всегда сам понимает, что устал. Будьте внимательны, помогите ему — предложите какое-нибудь приятное занятие, например — послушать сказку или попрыгать. Не забывайте: лучший отдых — смена рода деятельности.
Частая причина капризов — недостаток внимания. Ребенок соскучился по вашей ласке, но не знает, как это объяснить. Он просто чувствует себя плохо, тревожно и одиноко. Заметьте это, помогите ему опять обрести уверенность. Проявите доброжелательность и внимание, разговаривайте спокойно, улыбайтесь. Игнорируйте само проявление каприза, реагируйте на его причину.
Причина пятая — возраст перемен
В жизни каждого человека есть кризисные периоды. Мы много слышим о «переходном возрасте» и знаем поговорку «седина в бороду — бес в ребро». А ведь первый возрастной кризис наступает гораздо раньше – года в три. Это период «самости». Трехлетка вдруг осознает, что он — личность, отдельная от мамы. Самостоятельная личность с собственными успехами и достижениями. Ничего себе так сразу вдруг всё на маленького человечка! Но деваться ему некуда, раз осознал, значит надо с этим осознанием осваиваться.
А как выделить себя, подтвердить свое право на самостоятельную жизнь? Только самостоятельно принятыми решениями и поступками. Тут и начинается: не пойду; не буду; не хочу; я сам! «Сам, сам…» — приговаривает умная мама, подхватывая на руки. Но не тут-то было! Малыш выгибается, вырывается, кричит изо всех сил. Он — сам! А знаете, и хорошо, что — сам. Пусть долго и неумело, пусть не получается и он злится от этого, пусть.
Пройдет время, и он сам поступит в институт, найдет работу, будет содержать свою семью. А вот не позволь ему этого «сам», сломай, и будет он до пенсии заглядывать вам в лицо и открывать рот в надежде, что вы покормите. А не покормите — так и с голоду умереть может. Потому что «самости» — нет. Утеряна в борьбе с вами еще в трехлетнем возрасте.
Следующий кризис — тот самый, подростковый. Начинается он лет в 10 и характеризуется тем, что важным становится не мнение взрослых, а мнение сверстников. Теперь авторитет не вы, а соседский Петька. Конечно, у родителей это вызывает возмущение — ну как же так?! Я же лучше знаю! Но, во-первых, это — естественный этап развития личности, бороться с ним — как плевать против ветра.
А во-вторых, Петька действительно знает лучше. Современные дети живут в совсем ином мире, чем росли мы. И будут жить в другом, чем живем мы сейчас. Так что всё правильно. Просто оставайтесь другом и помощником своему сыну или дочке, помогайте ему. На самом деле, ведь ничего трагичного не случиться, если он выругается или она накрасится, трагичное может случиться, если ребенок перестанет доверять вам, если вы перестанете понимать его.
Любой кризисный период – очень сложное время для личности, помогите своему ребенку успешно пережить его, найти свои нравственные и эстетические ориентиры. Помогите не упреками и нравоучениями, а поддержкой, совместными поисками решений и советами, которые просят.
Автор: Ольга Вересова