Ваш ребенок ни в какую не хочет играть с малознакомыми ребятами и частенько молчит, когда его о чем-то спрашивают? В принципе, ничего страшного нет, за исключением того, что ребенок растет малообщительным. Поэтому, чтобы он научился налаживать контакты с окружающими его людьми, ему надо в этом помочь.
Общаться с другими людьми человек учится с раннего детского возраста, причем общение зачастую зависит и от того, в какой семье рос малыш. Самыми распространенными причинами, по которым ребенок замыкается в себе считаются:
- слишком нервная и неспокойная мать, которая любит переживать по поводу и без;
- чрезмерная забота со стороны родителей;
- недостаток внимания или полное его отсутствие со стороны родителей, братьев и т. д.;
- общая атмосфера в доме, характер общения между родителями.
Постараться «разговорить и расшевелить» ребенка можно, если чаще с ним общаться и задавать ему не очень сложные вопросы. Ребенок должен с малых лет понимать, что общаться просто необходимо. В том случае, если ребенок уже достаточно взрослый, то чтобы ему помочь стать более общительным, можно воспользоваться следующими советами:
Показать ему, как надо общаться. К примеру, можно попросить его, чтобы он помахал на прощание рукой кому-либо из знакомых, поздоровался с соседом, угостил чем-нибудь своего сверстника. Если такое предложение в первый раз ребенком будет отвергнуто, то расстраиваться не надо, а лучше повторить попытку через некоторое время.
Можно отправиться в гости вместе с ребенком, однако не усаживать его в соседней комнате перед телевизором. Ребенок должен сидеть рядом, а с ним надо периодически общаться, задавая ему время от времени определенные вопросы.
Рекомендуется чаще посещать те места, где ребенок некоторое время может побыть в обществе детей. Однако при этом не надо ждать, что он будет тот час же играть со своими сверстниками. Сначала желательно погулять с ним вокруг них, поговорить с ним о том, чем заняты другие дети.
Даже дома можно поиграть в общение, для чего собрать все игрушки и устроить небольшой спектакль, в котором один молчаливый герой будет учиться общаться и дружить с другими. Пускай ребенок по очереди управляет персонажами и говорит за них. Такие ролевые игры могут облегчить ему процесс нахождения общего языка с окружающими людьми.
Однако нельзя подобное поведение ребенка воспринимать как большую проблему. Дети обычно легко чувствуют такую нервозность со стороны родителей и сами становятся нервными и еще больше замыкаются в себе. Помимо того, нельзя ругать ребенка за то, что инициативу со своей стороны он никак не хочет проявлять во время общения со взрослыми людьми и своими сверстниками.
Не следует называть его трусом и сравнивать его поведение с поведением других детей. В таких случаях его самооценка будет автоматически занижена, чем повлечет за собой большие проблемы в будущем. Лучше чаще говорить ему о том, как родители его любят, не забывая хвалить за каждый его успех.
А силой замкнутость преодолеть не получится, как ни старайтесь это сделать. Тем более, если такие силовые методы станут регулярными, то у ребенка может появиться устойчивая отрицательная ассоциация, касающаяся общения.