Лисята очень любят загадки, а когда к ним в гости приходят друзья-ёжики — вот тут-то начинается самое интересное. «Зверька узнали мы с тобой, по двум таким приметам: он в шубе серенькой зимой, а в рыжей шубке - летом.» — «Зайчик, он же в шубке серенькой!.. Это лиса, раз рыжая... Белка, белка!.." Того, кто дал правильный ответ лисичка Агнесса награждает яблоком или грушей. А вы любите отгадывать загадки?
Загадки имеют очень древнее происхождение. Во все времена игры на развитие ассоциативного мышления были не пустым времяпрепровождением: загадка заставляет работать ум и воображение. Отгадывающий ищет аналогии, сопоставляет те или иные детали, присущие определенным предметам или явлениям.
При этом загадки отличаются от простых вопросов своей иносказательностью, занимательностью, некоторой художественной обработкой. Старинные народные загадки стоят в одном ряду с пословицами и поговорками. Это такое же короткое произведение, которое обладает смыслом и несет определенную информацию.
Для ребенка знакомство с загадками начинается с самых простых. Речь в них идет, как правило, о предметах, окружающих ребенка и тех явлениях природы, которые он может наблюдать. Скажем, «Семицветное коромысло над рекою повисло». Понятно, что речь идет о радуге. Старинные загадки для детей зачастую отличаются замысловатостью и даже аллегоричностью. Например, загадка о картофеле: «Курочка-пустодом свила гнездо за двором, яйца несет, в землю кладет». И ребенок задумывается, какая это птица в пустом доме кладет яйца в землю.
Можно подвести ребенка к правильному ответу наводящими дополнительными вопросами: «Что похожее по форме на яйца можно отыскать в земле на огороде». Ведь «за двором» как раз и обозначает «в огороде». Нужно постараться сделать так, чтобы ребенок все-таки отыскал ответ на загадку самостоятельно. Такая усиленная умственная деятельность способствует развитию логики, образности мышления.
Когда ребенок будет знать достаточно много загадок, возможно время от времени практиковать неожиданные повороты. Например, загадываете ребенку всем известную загадку: «Висит груша, нельзя скушать». Ребенок радостно восклицает: «Лампочка!», а вы говорите: «Нет, шар воздушный!» И тут же для наглядности можно взять и надуть шарик соответствующей формы и расцветки. Таким образом, демонстрируется известная многовариантность ответов на одну загадку, при этом каждый из ответов имеет право на существование, поскольку является правильным.
К примеру, на загадку: «В земле родится, а в
Дети очень хорошо воспринимают стихотворные загадки. Такую загадку можно выучить наизусть. Пусть ваш ребенок расскажет такую стихотворную загадку вашим гостям или своим друзьям. Сам поможет им найти правильную отгадку. В процессе загадывания-отгадывания идет общение, совместная деятельность, что важно для развития ребенка, становления его личности и социализации. Нельзя же загадывать загадки самому себе. Нужен тот, кто будет их отгадывать, а лучше, если таковых будет несколько. Тут уже может возникнуть элемент соревновательности, кто быстрее отгадает загадку.
Если вы устраиваете
Самое главное, чтобы загадка имела реальную отгадку и в принципе могла быть отгадана. Конечно, имеется такой вид развлечений, как загадывание бессмысленных загадок вроде такой: «Зелёное, длинное висит в гостиной и пищит». Отыскать ответ на эту загадку путем логичного рассуждения и ассоциативного мышления невозможно. А потому не засоряйте голову своему ребенку подобными глупостями. Хорошие, добрые загадки могут послужить прекрасным поводом для семейного общения и способствовать развитию вашего ребенка.
Автор: Ольга Кулёмина