Вот и наступил долгожданный момент рождения вашего малыша! Первый крик, плачь, улыбка…
И каждая мама с нетерпением ждет того заветного первого слова. Но если этот момент затягивается, начинаются переживания.
Дорогие мамы, помните, что все дети индивидуальны, кто-то начинает произносить первые звуки и слова раньше, а кто-то позже. Но надо быть всегда начеку! Поэтому в этой статье хочется познакомить вас с этапами развития детской речи.
До 1 года
1 месяц жизни. Нормально развивающийся ребенок реагирует на голос взрослого: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом.
2 месяц жизни. Ребенок улыбается, но это пока своеобразное «ротовое внимание». Только в 8 недель у него появится закономерная улыбка.
3 месяца жизни. У ребенка наблюдается «комплекс оживления» при общении со взрослым. Ребенок «гулит» – протяжно произносит некоторые гласные и горловые согласные звуки (гу, агу, гы), которые являются ответной реакцией на улыбку и голос взрослого. Период гуления может длиться до 4 – 7 месяцев жизни.
4 месяца жизни. Появляется повизгивание в ответ на общение со взрослым, которое можно рассматривать как первый смех. В этом возрасте ребенок начинает «лепетать». Лепет – это многократное повторение слогов с переднеязычными и губными согласными звуками, например, ма-ма, ба-ба и т. д. Продолжительность лепета 2-3 месяца.
Произносимые ребенком звуки до 5 месяцев являются бессознательными и инстинктивными. Примерно после 6 месяцев ребенок начинает сознательно имитировать звуки речи, произносить цепочки звуков, напоминающие первые слова. Это еще лепетные слова, которые состоят из двух-трех открытых слогов (ляля, папа и др.), звукоподражаний (би-би и др.).
Данный период длится до 14 месяцев.
После 1 года
С 1 год 6 месяцев до 2 лет 2 месяцев ребенок уже в состоянии произносить двусловные предложения. Ребенок, общаясь с вами, объединяет два слова, например: «папа бо» (папы на работе) и т. п.
С 1 года 9 месяцев до 2 лет 6 месяцев происходит активное увеличение словаря. Ребенок повторяет сказанные вами слова, спрашивает, как называется тот или иной объект.
С 2 лет
В период с 2 лет 4 месяцев до 3 лет 6 месяцев ребенок овладевает грамматическими формами слова. Он изменяет слова по числам, падежам и др. Данный возраст также характеризуется ярким словотворчеством, например, оказывается, что «бебеська» – это обожаемая ребенком колбаска. Дети этого возрастного периода не должны молчать. Обычно они сопровождают все свои действия, а также действия окружающих различными комментариями.
Таким образом, после года речевое развитие детей характеризуется очень многими индивидуальными особенностями. В полтора года у ребенка должна появиться простая фраза, например, «Няня фок» («Хочу сок»). Слова в этих фразах могут произноситься искаженно, но они имеют смысл. К двум годам нормально развивающийся ребенок произносит предложение из трех или четырех слов. И пусть предложения будут еще грамматически неправильно оформлены, но они определяют, насколько благоприятно речевое развитие ребенка.
К трем годам
К трем годам у ребенка уже сформирована сложная, правильно оформленная фраза. Ребенок в этот возрастной период использует, практически, все части речи. Однако не огорчайтесь, если ваш ребенок вместо слова «рыба» говорит «иба». Для этого возраста считается нормой неправильное произнесение отдельных звуков: [Р], [Л], шипящих и свистящих.
Дорогие родители, ждите с нетерпением первых слов ваших малышей, но не расстраивайтесь, если этого немного надо подождать.