Когда малыш из руки в руку перекладывает игрушку или строит из кубиков башню, это является не забавой, а напряженной работой, в процессе которой он познает мир. Присмотритесь к нему внимательнее, и вы увидите, что игра время от времени меняется, и ребенок пытается овладеть новыми действиями. Как организовать его игры и какие же первые игрушки давать?
Как правило, кукла-неваляшка является любимой игрушкой младенцев. Она очень интересна тем, что при покачивании издает приятные звуки. В кроватку ребенка можно положить куклу в красивом платье. Малыш с любопытством будет ее рассматривать. Естественно, игрушки надо периодически менять. На стене можно повесить цветные картинки, воздушные шарики или приделать вертушку из яркой легкой бумаги, которая при каждом движении воздуха начинает вращаться.
Когда у малыша в возрасте 4-5 месяцев появляются хватательные движения, он протягивает ручки к игрушкам, перебирает их пальчиками и постукивает по погремушке ладошкой. После 6 месяцев малыши любят держать в руках игрушки, пробовать на вкус их и греметь ими. Цветная тряпочка может стать хорошей игрушкой. Ребенок будет ее растягивать, мять и трясти. Ему любопытно, как изменятся ее формы. Более того, он проверяет свои силы и понемногу начинает понимать, что источником изменений является именно он. Если вы такой игрушкой воспользуетесь, то надо учитывать, что ткань должна быть чистой. Ведь малыши все тянут себе в рот.
Все дети независимо от возраста очень любят со взрослыми играть. Однако в последнее время очень часто стали встречаться мамы и папы, которые не знают, как играть с малышом. Не забывайте, что игры помогают установить с близкими теплые отношения.
Как показывают исследования, совместные действия матери и ребенка можно наблюдать уже на первом месяце его жизни. Как происходит это?
Обратите внимание, как себя ведут взрослый и младенец, рассматривая то яркую игрушку, то красивую картину. Вы заметите, что если с малышом общается взрослый, в их поведении есть сходство. Они рассматривают одну и ту же вещь. Малыш играет определяющую роль. Ведь он выбирает объект для изучения, а взрослый под его интерес подстраивается.
В процессе игр можно заметить то же самое. Обратите внимание, как, например, бабушка и внук играют в «козу». В первом полугодии эта игра популярна. Изобразив указательным пальцем и мизинцем рога, бабушка приближает к животику или грудке ребенка бодающую руку. Со словами: «Забодаю!» - она нежно его щекочет, а малыш начинает смеяться. В процессе игры «Баран-баран» проделывается то же самое. Тут взрослый делает вид, что бодает головой малыша. Если вы понаблюдаете за игрой, то заметите, что в действительности игрой «управляет» малыш. Он с помощью взгляда направляет действия взрослого.
Существует игра «Ку-ку». В нее любят играть даже трехмесячные малыши. Взрослый лицо ладонями закрывает и говорит: «Меня нет, ку-ку» - и сразу же лицо открывает, глядя с улыбкой на ребенка: «Вот я!» Можно также за спинку кровати спрятаться и сказать: «ку-ку», потом выглянуть: «Я здесь!» Малыш будет искать взрослого и при его появлении радостно вскрикивать. Через некоторое время игру можно немного изменить, спрятав под косыночкой лицо малыша. Он будет ее сдергивать.
Не забывайте, что ваше с малышом общение в процессе игры будет успешным лишь при условии, если роли наблюдателя и действующего лица будут меняться.
Когда ребенок сможет сидеть у взрослого на руках, можно начать играть в игру «Поехали, поехали». Спустя немного времени попробуйте поиграть с ним в игру «По кочкам». Слегка покачивая ребенка, приподнимайте колени по очереди, а потом, раздвинув колени, между ними слегка провалите ребенка. Чтобы его не напугать, сначала это «падение» надо проделать с осторожностью.
Если игра доставляет радость ребенку, то взрослый тоже доволен.
Автор: Ксения Исабаева